Как изучать иностранный язык

Автор: Екатерина Голуб

Итак, Вы решились! Совершенно ясно, что язык Вам сейчас, прямо сейчас – позарез как нужен. Потому что прибавка к з/п, потому что мир огромен и надо его познать самому, потому что вообще хочется франтануть и эдак как-нибудь к слову выдать цитатку на чисто … (вставить требуемое) языке.

Поздравляем! Желание прекрасное и нам – преподавателям, методистам, и (особенно Smile) – менеджерам грех его не поддержать. В добрый путь! Как путь этот для себя определить и не свернуть с него в ответственный момент постараемся подсказать, причем, объективно, насколько это возможно. 

Мотивация

Для начала хотелось бы отметить, что выучить язык – задача, которая под силу и школьнику, и занятому взрослому. Первым легче за счет того, что они настроены на учебу, штурмовать академические бастионы – зачастую единственное, что от них требуется на данном этапе развития. Кроме того, мотивация железная – папа с ремнем и перспектива остаться без карманных денег.
Людям, которым надо успеть сделать тысячу дел в офисе и решить мильон вопросов дома, прямо скажем, сложнее. Сложнее – так как естественным образом появляется множество отговорок и крайне, прямо-таки вопиюще уважительных поводов не прийти на занятие и не сделать домашнее задание.
Нередко случается что, слушатель оплачивает недешевый курс обучения, пару недель летает, окрыленный искренней заинтересованностью и любовью к объекту, а далее – по классику – лодка быта, проблемы-заботы на основных фронтах трудовой деятельности – и, адьё, может, как-нибудь в следующий раз…человек уходит под ручку со своими уважительными причинами – а педагогам, обидно до слёз – они-то в Вас между прочим, душу вкладывают!

В чем причина такого исхода? А в недостатке мотивации.

Очень важно пред тем как набирать номер выбранного учебного заведения, определиться – чего ради Вы кашу эту затеваете?
Каковы Ваши цели, планы, намерения? Слегка выучить язык и съездить один раз в страну? Или нормально уже познакомиться с родственниками Вашего избранника-экспата, не говорящими на интернациональном английском? Или понять, что же за Вашей спиной говорят коллеги из дружественной страны?
Четко осознайте свою цель. Главное, поймите – нужно ли оно Вам? Может, и не нужно. Если просто некуда себя деть, вероятно, лучше будет податься в бассейн или на танцы – это еще и здоровье укрепит, чего не скажешь об учебе. Ведь никто не обещает, что будет легко, зато точно можно гарантировать, что времени будет потрачено немало. Кто-то из студентов даже применил словечко – «времяжор» по отношению к процессу изучения языка. Грубовато, но очень метко. Приготовьтесь к тому, что 2-3 года иностранный язык будет Вашим главным хобби. Вышивание, парашют и – о, нет!— телевизор – уже потом (через 2-3 года).

Было бы весьма полезным для дела время от времени формулировать свой цель не как : «я хочу выучить венгерский», а «хочу выкраивать в своем сверхплотном графике полтора часа ежедневно на д/з», и стремиться к этому.
Почаще напоминайте себе для чего Вы организовали себе эту головную боль, бросите на полпути – начинать придется с нуля. А начать заново однажды обязательно захочется.

Придумать себе цель – это полбеды. Как Вы понимаете, самое интересное начнется после того, как Вы сядете за парту. Возможно, Вы только полгода как окончили среднюю школу, и помните еще что такое двойки, праведный гнев учителя, и прочие неприятные моменты учебы. Если Вы уже десять (или неважно сколько) лет как распрощались с альма-матер, то будьте готовы вспомнить, что путь освоения чего-то нового – это путь постоянных и неизбежных ошибок. Конечно, никто вас журить не станет как в школе, да и двоек тоже скорее всего не будет, но с некоторыми неприятностями столкнуться все же придется. Вредные иностранные звуки будут не произноситься, дурацкие заморские слова – не запоминаться, а чуд`ная их грамматика поначалу ну просто ни в какие ворота не будет вписываться. Учитель-изверг будет заставлять по многу раз повторять одно и то же, чуть не с микроскопом заглядывать в рот (чой-то звук не выходит?) и на каждом занятии мучить диктантами.
В стенах же родного дома вполне возможно все (включая кота с хомяком), как сговорившись, будут смеяться над вашими домашними экзерсисами.

Иногда это труднее, чем кажется. Первых значимых успехов придется подождать, а до того момента – терпеть и работать. И, как в любом деле, здесь временами будут появляться уныние, подленькие мыслишки вроде «может, лучше чайка/пивка попить», самооценка порой будет падать, и регулярно будет казаться, что «все в группе молодцы, один я такой глупый» (причем, последнее часто случается как раз у самых сильных студентов).
Ошибки – это нормально. Скажем больше – это хорошо. Там, где Вы разок-другой спотыкнетесь на занятии меньше шансов попасть впросак в реальном разговоре с носителем. И, главное, любая ошибка – преодолима.

И кстати, неудачи – верный признак того, что Вы вообще что-то делаете. Плюйте на тех, кто смеется и не понимает. Им просто слабо. Трижды подумайте прежде чем бросить – если Вы всерьез намерены выучить язык, потом будет очень обидно из-за своей слабости. 

Частные занятия или работа в группе?

Ну, хорошо, определились. Настроились. Глубоко вздохнули. Что дальше? Дальше, пожалуй, самый ответственный момент – выбор школы и/или учителя. Именно от них во многом зависит, будете ли Вы идти быстрым и легким шагом или же тащиться в тумане, не понимая что происходит вокруг.

Обычно выбор стоит между частным преподавателем и занятиями в группе. Посмотрим на плюсы и минусы этих форм обучения.

Частный преподаватель

Плюсы: время уделяется исключительно ученику, а значит, тратится более эффективно, есть возможность в любой момент отменить или перенести занятие – не надо беспокоиться, когда приходится пропускать уроки.

Есть три случая, в которых частный педагог – точно Ваш вариант.
Во-первых, если на службе вы не работаете, а горите – рабочее время не нормировано, командировки случаются чаще, чем выходные и у Вас нет возможности предсказать свой график на ближайшие 3-4 месяца. В группе в Вашей ситуации заниматься будет непросто. Не то чтобы совсем невозможно (мы наблюдали всякие чудеса человеческой гибкости и выдержки), однако хорошо подумайте прежде чем записываться в класс, если точно знаете, что треть занятий придется пропустить.

Второй случай – если проблема Ваша очень частная, например, Вы вполне себе уже владеете языком, но есть трудности с произношением. Сидеть в нулевой группе не хочется, а в продвинутых на фонетику времени тратится значительно меньше. Или, если Вы когда-то недопоняли три конкретных темы по грамматике. Или хотите научиться составлять деловые письма, или же подготовиться к собеседованию, которое будет проходить на иностранном языке. И тому подобное. Нанимаете репетитора – и за определенный срок решаете свои проблем. Сидеть в группе и слушать попутно уже известную или неинтересную информацию, в Вашем случае не нужно.

Наконец, к частному преподавателю стоит обратиться, когда Вы чувствуете или точно знаете, что Вам требуется особый подход. Например, информация усваивается Вами молниеносно быстро, и сил нет ждать пока остальная группа за Вами подтянется. Или, напротив, если есть проблемы, которые надо отдельно проработать, потратив на это достаточно времени, и не оглядываясь при этом на других. Скажем, если Вам сложно воспроизводить иностранную речь – и над каждым отдельным звуком приходится корпеть, чтобы добиться хорошего произношения.

Среди минусов надо отметить в первую очередь высокую стоимость.
Будем говорить о преподавателях высокого класса, другие в хороших школах не работают.
Цена одного часа (академического) в группе в среднем составляет около 300 р. Час с преподавателем такого же уровня один на один будет стоить не меньше 1000р. Стандартное занятие в группе составляет 3 ак. часа. Индивидуальное – 2 ак.часа.

Чтобы выучить язык требуется от двух до трех лет. Есть что посчитать.

К минусам также стоит отнести поиск учителя. Что представляет из себя хороший преподаватель, в общем-то, всем понятно. С ним интересно, он требователен, но доброжелателен, хорошо владеет как предметом, так и разнообразными способами его подачи.

Занятия на курсах

На курсах преподавателей ищут за Вас – просматривают резюме, проводят собеседования, отслеживают работу. Студента-физика из южной провинции КНР, плохо понимающего русский до слушателей не допустят. Если же преподаватель по каким-то причинам не подошел именно Вам, можно просто поменять группу.

Самостоятельно искать несколько сложнее. Список оконченных вузов и пройденных спецпрограмм не всегда могут служить залогом высокого качества преподавания. Порой мы встречаем студентов или специалистов без первоначального опыта, которые владеют удивительной способностью обучать (это ведь тоже талант, увы, довольно редко встречающийся), равно как и видим людей великолепно владеющих языком, прекрасных переводчиков и регионоведов, которые могут быть просто не заинтересованными, в том, чтобы научить – этого достаточно, чтобы ученик потерял вкус к предмету - тут дипломы и стажировки учителя уже не помогут.

Неплохо начать с опроса знакомых – рекомендации дадут некоторую гарантию качества – лучше, когда кто-то уже прошел путь знакомства с преподавателем и понял, стоит ли иметь с ним дело.

Если опрос не дал результатов – можно обраться на специализированные сайты, которые помогают в поисках репетиторов. Сейчас уже существуют солидные компании, занимающиеся подбором преподавателей, причем эта услуга нередко бесплатна для ученика.

Можно также обратиться к форумам и группам в соцсетях для изучающих тот или иной язык.

Надо предупредить, что иногда объективно хороший преподаватель с отличными рекомендациями может не подойти конкретно Вам, не сдавайтесь, ищите «своего» человека.

Последний значимый недостаток, скорость. Это побочное (часто неожидаемое) явление того очевидного плюса, о котором говорилось выше. Учитель подстраивается под Ваше расписание. Вы вольны отменять урок в случае болезни или командировки, но когда так просто договориться – тем более без финансовых потерь – можно и подраспуститься. Там заболел, тут работа, потом хандра, затем усталость… самое неприятное, что и дома также занятия приостанавливаются, материал забывается, и после приходится по новой повторять и нагонять. Конечно, этого можно избежать - здесь важно изначально обговорить план занятий, и определить каких результатов Вы хотите добиться и, главное, за какой (реальный!) срок. И будьте строже к себе – к сожалению, на практике мы нередко видим, что те слушатели, что занимаются индивидуально, значительно отстают от групп. И даже качество не всегда выигрывает.

Мнение, что частные занятия дадут больше, чем групповые – во многом ошибочно. Скажем, хороший преподаватель в группе поставит фонетику не хуже чем один на один. Кроме того, наличие других слушателей часто является дополнительной мотивацией двигаться вперед. Некоторый эффект конкуренции может здорово подстегивать к работе. Правда, с другой стороны может, напротив, заставить впасть в уныние, когда что-то не получается на фоне чьего-то успеха, поэтому здесь тоже надо учитывать особенности своего характера…

В общем, слушайте себя и ответственно подходите к выбору.

Как выбрать курсы иностранного языка?

Теперь, как выбрать школу. В хорошей школе Вами будут заинтересованы не только как в человеке с наличностью, но и как в Ученике с большой буквы – как в человеке, который выучившись после будет гордо нести имя Школы, и нормальной школе с адекватными преподавателями вовсе не надо, чтобы имя ее несли с плохо поставленным произношением и корявой грамматикой. …

Как же не ошибиться? Пойдем от обратного – чего стоит опасаться.
Есть моменты, которые должны насторожить сразу же, первое – это обещания из серии «английский за два месяца», или «китайский без зубрежки и домашних заданий». Зубрежка, правда – метод полезный только в очень отдельных случаях, но полагать, что можно освоить что-либо в совершенстве (или хотя бы на достаточном для использования уровне) без усилий со своей стороны – наивно.
За два месяца можно вспомнить язык, более эффективно переорганизовать ранее полученные знания, разговориться. То есть заставить язык работать, но при условии наличия мало-мальской базы.
Также за короткий срок вполне возможно с нуля начать немного говорить (при использовании соответствующих методик), но придется потратить достаточно много усилий и времени. На решение разных задач требуются разные сроки.
Очень неплохие денежки наживаются на изданиях и школах, обещающих все сделать быстро и буквально за вас – только оплатите и будет вам язык как у выпускника МГЛУ с красным дипломом…

Надо понять, что иностранный язык, как и множество других предметов – это с одной стороны набор определенных знаний, которые надо получить и утрамбовать в памяти, с другой – ряд практических навыков, которыми надо овладеть и довести до автоматизма. Врачи сначала узнают множество фактов о человеческом теле, о болезнях, методах лечения и прочей теории, а затем, или параллельно осваивают скальпель, с бормашиной….
Переводчик учит слова (много слов!), разбирается в грамматике, и вместе с тем учится красиво говорить, быстро читать и понимать с первого раза иностранную речь. Почему-то ни у кого никогда не возникало соблазна освоить ортопедию или, скажем, иглотерапию за три месяца, тратя на занятия по 20 минут в день. Все прекрасно понимают: чтобы станцевать на сцене Большого театра, надо для начала годами отрабатывать отдельные па и фуэтэ, а чтобы устроиться на работу дизайнером, неплохо бы обладать навыками рисования и окончить приличную школу.

Подумайте, стали бы Вы учиться у человека, который сам потратил на освоение языка меньше года? приняли бы Вы на работу переводчика или менеджера «со знанием языка», зная, что учился он полгода, причем без домашних заданий? Будьте реалистом – естественно, язык (особенно, если это не первый иностранный) требует значительно меньше времени, чем медицина или балет – написать в резюме «английский (или какой там) базовый/разговорный» Вы сможете уже через 2-3 года (качественного) обучения на Родине, или 1-2 года после учебы за границей, но и в первом и во втором случае придется работать и находить один-два часа (в очень крайнем случае полчаса) в день на домашнюю работу.

И еще небольшое примечание. Слишком затягивать тоже нельзя. Годами учить язык при этом, не умея элементарно объясняться – не дело. Чтобы элементарно рассказать кто Вы и что Вам нужно, много времени не надо – уже к концу первого периода обучения ( обычно это 3-4 месяца), Вы должны уметь это сделать вне зависимости от языка.

Выбирая школу обратите внимание на следующие моменты:

1) Преподаватели. А именно – носители или учителя из России.
Заниматься с носителем безусловно полезно для развития навыков речи и восприятия на слух, замечательно, что теперь есть много возможностей такую модель занятий реализовать. На определенном этапе (когда набран базовый словарный запас и освоена некоторая грамматика), обязательно должен подключаться преподаватель – носитель языка. Когда речь станет достаточно свободной для того, чтобы объяснить преподавателю свои вопросы и понять его ответы можно полностью переходить к обучению на иностранном языке.
Важный вопрос – стоит ли начинать изучение языка сразу с носителем? Стоит, если преподаватель отлично владеет русским (как вариант – и ученик, и преподаватель хорошо говорят на общем языке, например, изучается китайский язык, а обучение идет на английском). Здесь ключевые слова «отлично владеет». На начальном этапе ставится фонетика, объясняется базовая грамматика, принципы словообразования и т.д. Преподавателю всегда надо много объяснять – объяснять – и снова объяснять. И исправлять.
Если, учитель плохо владеет русским, то, скорее всего, большая часть объяснений сведется к «так у нас (не) говорят», а исправлять будет по принципу «повторяй за мной». В результате мы наблюдаем слушателей, которые «примерно» знают язык, до конца не понимая, что же они делают. К сожалению, такое происходит достаточно часто, по крайней мере, в Москве, куда приезжает множество иностранцев, часто молодых ребят, путешествующих по миру, и зарабатывающих себе на жизнь в столице частными уроками и работой на курсах – благо, сейчас это оплачивается очень неплохо. Однако, как мы все понимаем, совершенно необязательно, что у молодого человека есть педагогическое образование и опыт работы.
Время от времени нам звонят студенты в поиске подработки, предлагая свои услуги по преподаванию китайского в начальных группах «так как это очень легко» (хм!), в то время как наоборот – они могут помогать ученикам, которым надо язык практиковать, а не ставить с нуля.

2) Количество человек в группе. Вариант, когда в классе больше 8-ми человек хорош только для занятий-лекций, где преподаватель не проводит опросов и, где не требуется уделять большого внимания каждому ученику.
Вы понимаете, что 12 учеников на занятии и «индивидуальный подход» совместить очень трудно, в общем-то, невозможно. Оптимальный вариант – до 8-ми человек в группе. Самый удобный 4-6 при длительности занятия 3 ак.часа (120-135 минут). Тогда у преподавателя есть возможность выслушать и поработать с каждым. Понятно, что чем меньше группа, тем дороже стоит занятие, однако надо понимать, что доплачиваете вы не за качество (хороший преподаватель хорошо научит и 8 человек), а за стоимость аренды и услуг преподавателя. Сумма делится на меньшее количество участников, соответственно урок обходится дороже.
Есть еще один подводный камень, о котором стоит подумать заранее. Как правило, к занятиям в группах из двух человек относятся как к индивидуальным, то есть проявляют большую лояльность, чем к стандартным группам, занятия можно отменить и перенести.
Здесь надо учитывать, что вы попадаете в некоторую зависимость от второго участника группы, если тот заболеет или захочет отдохнуть от наук, тогда и ваши занятия будут пропадать и откладываться, что отразится на темпе занятий. Если есть возможность, найдите себе надежного коллегу по учебе, и сами старайтесь быть корректными по отношению к нему и преподавателю.

3) Продолжительность занятий. После занятия вы должны чувствовать, что хорошо поработали и многое успели, однако нельзя допускать перегруза, когда к финалу вы измотаны, и нет никакого желания возвращаться сюда снова.
Длительность занятий считается по академическим часам. Один ак.час равен 40 или 45 минутам. Продолжительность занятий на курсах, как правило, варьируется от 2-х до 5-ти академов, то есть от полутора до трех-трех с половиной астрономических часов. Здесь все зависит от количества человек в группе и поставленных задач. 2 академических часа (80-90 минут) хорошо подходят для индивидуальных занятий и мини-групп (2 человека).
Для группы, где больше 3-х человек – полтора часа маловато. Преподавателю вряд ли удастся уделить достаточно внимания каждому слушателю и успеть объяснить новый материал.
Чем больше людей в группе, тем больше требуется времени. Для 4-8 участников хорошо подойдут занятия длительностью 3 ак.часа. Само собой, с перерывом. Три астрономических часа (по 60 минут) и больше, даже с перерывом – достаточно большая нагрузка. Этот вариант хорош для экспресс-курсов, когда за короткий промежуток времени Вам надо многое успеть.
Очень желательно, чтобы такие долгие занятия проходили в утренние часы, когда восприятие свежо, и спать уже не очень хочется. Если Вы планируете заниматься после трудового дня, то лучше ограничится 2-2.5 астрономическими часами.

4) Расположение школы. Нынче время стоит дороже любой валюты. Если до курсов три дня на оленях (фигурально конечно), то это проблема, особенно если предполагается продолжительное обучение.
Ищите школы, куда удобно добираться от дома или от работы. Будет одной отговоркой меньше, чтобы не поехать на урок. Конечно, метро – прекрасное место для повторения и подготовки к занятию, чем дольше едешь, тем больше времени, и все же если до школы добираться совсем уж неудобно, то можно остановить выбор на ней, только если учат там действительно хорошо и альтернатив ей пока что нет.
Альтернатива – онлайн занятия (например, через Скайп или специальные программы). Никуда ехать не надо, сидишь дома, пьешь чай и учишься. У этого способа тоже есть свои преимущества и недостатки, но об этом – в отдельной статье.

5) Последний, но очень важный пункт. Вы работаете не (с)только ради самого процесса, но и для результата. Необходимо постоянно отслеживать свой прогресс. Перед началом обучения любая школа предоставляет план, по которому Вас будут учить. Вам должны четко объяснить что Вы сможете делать поле каждого этапа.

Как правило, если Вы начинаете изучение «с нуля» развитие происходит следующим образом. Первые 3-4 месяца уходят на постановку произношения (на языке надо говорить красиво и понятно! не ходите туда, где Вас пытаются убедить, что фонетика – дело второстепенное, главное де научиться хоть как-то объяснятся), освоение первых слов и самой элементарной грамматики. Если Вам придется попасть в страну после этого этапа, Вы должны уметь объяснить кто Вы, что Вам надо от магазина или, к примеру, банка, то есть Вы можете выжить как турист, причем, можете сделать это красиво (читай: с красивой фонетикой и правильным подбором слов).

После первого этапа Вы «наращиваете мясцо» - слова и грамматику – и пускаете их в свою речь. Учитесь рассказывать о себе, о работе, вообще о мире. Чем дальше учитесь, тем больше можете сделать. Где-то через год Вы в состоянии общаться с носителем, предварительно попросив его говорит помедленнее. Базовый курс считается пройденным, когда изучена основная грамматика (т.е. та, что активно употребляется в письменной и устной речи) и набран словарный запас 1500-2000 слов.

В зависимости от языка и количества занятий на это уходит 2-3 года. За это время Вашими главными задачами являются:

1) довести произношение иностранных слов до автоматизма (поставить и закрепить фонетику)

2) набрать активный словарный запас – знать слова не «примерно», а «как родные».

3) разобраться в грамматике, понять логику языка, и опять-таки довести до автоматизма – при разговоре не думать, какое слово куда и как поставить. Еще раз подчеркнем, что про фонетику нельзя забывать ни на каком из этапов – преподаватели должны давать отдельные или комплексные упражнения, где тренируется произношение. Говорим много, так как нередко недобросовестные школы уделяют слишком мало вниманию этому важному моменту.

После того как база поставлена (да, в общем-то и во время постановки базы тоже), главным для Вас становится практика языка. Здесь надо вспомнить для чего Вы начинали историю с обучением. Читайте, смотрите фильмы и сериалы, общайтесь, ищите иностранных друзей (например, через каучсёрфинг), ни в коем случае не ограничивайте процесс учебником и словарем. Конечно, изучено еще далеко не все, базового владения языком уже достаточно даже для работы, не говоря уже о путешествиях и неформальном общении с носителями.

Если же есть желание поднять свой уровень, то, скорее всего, стоит продолжить образование уже в стране, где на языке говорят. Понятно, что такая возможность есть не у всех, и если Вы решили продолжать на Родине, то Вам подойдут следующие формы:

1) Метод погружения. Идея этого метода замечательная – на занятии с Вами общаются только на иностранном языке. Никакого русского. Как хотите, так и объясняйтесь. Очень мотивирует, заставляет сконцентрироваться и собрать все полученные раннее знания и активизировать их. Такой способ хорош именно на этапе, когда Вы уже поднабрали достаточно слов и грамматики для того, чтобы выразить свои мысли, и у Вас нет проблемы сказать элементарные вещи.

2) Подготовка к экзаменам. Для многих языков существуют международные квалификационные экзамены, после прохождения которых, выдается сертификат, где уже наверняка написано, что знаете Вы язык так-то и так-то. Для английского языка это экзамен TOEFL, DELF и DALF для французского, HSK - для китайского и т.д. Готовясь к экзаменам, придется вспомнить пройденные слова и подучить новые, «залатать дыры» в грамматике, если надо, подкорректировать фонетику. Сам по себе удачно сданный экзамен повышает самооценку, кроме того, полученный сертификат является весомым дополнением к Вашему резюме.

3) Специализированные курсы. Например, язык для людей, занимающих бизнесом, для журналистов, для гидов-переводчиков и т.д. Есть даже школы, где готовят литературных переводчиков, здесь, правда, язык уже надо знать достаточно прилично. Последнее, что стоит добавить. Учитесь учиться. Следите за собой, отмечайте какие методы обучения подходят лучше для Вас. Берите все лучшее, что может предложить школа и учитель, и старайтесь не зависеть от конкретной школы и конкретного. преподавателя. Возможно, однажды Вам придется переехать в другой город или даже страну, а любимый преподаватель может уйти в декрет или в армию без Вашего на то согласие. Это не должно стать для Вас препятствием. Помните про свои цели и не позволяйте обстоятельствам Вам мешать.

Подведем итоги

Прежде всего, необходимо четко определиться с мотивацией – зачем оно Вам. И решить, стоит ли игра свеч. В нашем случае, стоит ли Ваша цель потраченного времени. Оно, время, ой как дорого нынче стоит.

Во-вторых, найдите себе Учителя. Кто-то должен Вас вести, исправлять, и, возможно даже, мотивировать.

В третьих, будьте готовы к трудностям. Ошибки и неудачи – естественная, и весьма полезная часть обучающего процесса.

И, наконец, осознайте, что знание языка, это как занятия в спортзале или здоровое питание – часть образа жизни. Язык с Вами, покуда Вы его практикуете.

А значит, дома должно появиться кино и ТВ на требуемом языке, в библиотеке – бестселлеры и книги зарубежных классиков в оригинале (ох, как звучит красиво!), а на Facebook – приятели, не знающие русского.

Учить язык – не всегда просто, а знать его – в некоторой степени бремя, но до чего же приятное и красивое!

Удачи Вам! Помните, что, по крайней мере в этом деле, нет ничего, чего Вы не смогли бы осилить!